Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года

Живы до сих пор некоторые замечательные традиции советской школы — знакомый с детства формат 1 сентября. Всех детей страны в этот день ждет праздничная линейка и классный час. Какая тематика классных часов рекомендована Министерством Просвещения, есть ли разница в мероприятиях для начального, среднего и старшего звена школы, можно ли отойти от стандарта в проведении бесед с классом 1 сентября 2019-2020 учебного года — узнаем подробнее.

Традиция классных часов, выбор тем и уникальность формата

Беседы с учениками — основная функция школы, ведь само понятие «школа» с древнегреческого языка означает «отдых», «досуг», место, где учитель общался с группой учеников, вел философские беседы и диспуты. Формат беседы с детьми — популярная и распространенная форма воспитательной работы во всех странах. Но только в советское время и в современной России классные часы в виде отдельного урока на постоянной основе встроены в расписание и имеют спущенные сверху обязательные темы для воспитательных бесед. Конечно, получается, что это некое воспитание из-под палки.

Сейчас задача воспитания в образовательных учреждениях отошла на 2-ой, 3-ий и даже 33-ий план. На первом месте — подготовка к экзаменам в 9, 11 классе и бесконечная суета отчетов. Свобода учителей и учеников в выборе форм живого общения и тем для бесед ограничена бесконечными требованиями различных организаций провести классные часы на темы, интересующие эти инстанции, чтобы прикрыться на случай возникновения проблем. Что интересует самих учеников и учителей, никого не волнует.

До 2018 года в РФ тему классного часа на 1 сентября определял Минобр. Но сейчас у учебных заведений появился шанс самостоятельно выбирать тематику мероприятия: традиционную или по своему усмотрению. В 2018 году министр Ольга Васильева решила дать школам больше свободы в выборе формата и темы беседы с классом в День знаний. Но на местах. К этому отнеслись по-разному.

Кто определяет выбор темы праздничного классного часа в школе

Считается, что каждый классный руководитель сам имеет право выбрать интересные темы для классных часов и включить их в план воспитательной работы, который он сдает на согласование с заместителем директора по ВР перед началом учебного года. Однако, в действительности учителя сталкиваются с тем, что не только Минпросвещения, но разные, не имеющие прямого отношения к образованию организации, подают в школы запрос на проведение тех или иных тематических классных часов.

Даже на 1 сентября не всегда учитель может проявить самостоятельность в организации праздничной беседы со своим классом. Допустим, если весь район проводит традиционный Урок Мира или Урок России, то вряд ли отдельному классному руководителю будет позволено провести игру-квест на тему «Атлас профессий будущего».

Традиционные темы классного часа 1 сентября

В первый день учебы, который объединяет всю страну праздничным настроением, учителя и сами стараются придерживаться более традиционных тем:

  • Урок Мира;
  • Урок России;
  • Урок знаний;
  • «Родина, семья и дружба»;
  • «Хочу все знать»;
  • «Кем стать?»;
  • тема в честь тематического года в России (2020 год станет Годом народного творчества) и т.д.

Различают и особенности формата и организации классных часов в День знаний для учеников разных классов. Ведь одну и ту же тему нужно по-особенному раскрывать детям из начальной школы и старшеклассникам. На этот счет имеется довольно много методических рекомендаций от самого Минпросвещения и различных институтов усовершенствования и переподготовки учителей, методических образовательных организаций.

Примерная тематика классных бесед 1 сентября для учеников разных классов:

Классы Тематика
1-4 класс знакомство с понятиями и беседа о «мире во всем мире», «Родине и малой родине», «дружбе народов и детей», «семье как основе традиций мира» и т.д.
5-7 класс интерактивные классные часы о «патриотизме», «государственных символах», «историческом подвиге России во имя мира», «памяти о героях» и т.д.
8-9 класс проведение совместных акций и деятельности, связанной с темой мира: «Мир добрых дел», «История волонтерства и Голубь мира», «Поможем всем миром», «Миру мир» и т.д.
10-11 класс организация диспута или конференции на темы «Сохранение мира — чья забота?», «ООН и правовые вопросы войн, конфликтов и их урегулирования», «Право на мирную жизнь» и т.д.

Урок Мира — самая популярная тема классного часа в РФ

Наша страна и ее народы так часто сражались за мир, а современные военные конфликты, к сожалению, так часто показывают, что мир — хрупкое достижение, что тема сохранения мира на планете стала вновь самой актуальной. Дети всегда живо откликаются на обсуждение этой темы. С каждой возрастной категорией учеников педагоги находят особенные акценты для Урока Мира.

Долгое время традиция начинать 1 сентября именно с этой темы была частью федеральной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы”. Акция «Всероссийский Урок Мира» успешно проходила по всем школам России. Но с 2018 года было решено Минобром немного ослабить тенденцию «спускаемого сверху патриотизма» и дать школам свободу выбора тем для классного часа 1 сентября. Тогда стала часто задействоваться еще одна тематика: «Родина и малая родина», «Семья и дружба».

Урок России — примеры необычных классных часов

Тема патриотизма, такая важная и нужная, оказалась сильно профанирована бесконечным навязыванием сверху, разрывом между провозглашенной любовью к стране и реальным положением дел. Поэтому учителя, по-прежнему старающиеся привить детям любовь к Родине и малой родине, пытаются найти новые формы классного часа на тему «Урок России», вдохнуть новую жизнь в тему патриотизма.

В методических копилках педагогов, которыми они охотно делятся, можно найти немало примеров интересных и необычных классных часов в День знаний, связанных с патриотической тематикой. Например, проводились различные акции, показывающие, что любовь к Родине, России, должна быть действенной и выражаться в делах:

  • посадка деревьев;
  • создание сборника о памяти великих и интересных людей населенного пункта, города, района;
  • разработка серии мероприятий на год вперед, которые демонстрируют реальную любовь к родному краю;
  • создание видеоролика о красоте местной природы, интервью с замечательными людьми, живущими на родной земле и приносящими ей пользу;
  • организация краеведческой группы в соцсети «ВКонтакте», где собрана информация о происхождении названий, исторических памятников, о природных особенностях местности и т.д.

Загруженность и усталость педагогов часто вынуждает их проводить классные часы для галочки, но подобные яркие и нестандартные мероприятия приносят несравнимо больше пользы и являются реальным вкладом в патриотическое воспитание личности школьников.

Нестандартные классные часы: «В чем я талантлив?», «Семья», «Кем стать?», «Спорт, ЗОЖ, ГТО» и т.п.

Дети все чаще сами выходят с предложением интересных тем и форматов для классных часов. Они не воспринимают традиционные скучные беседы на темы, которые навязываются сверху, лишь бы была запись в журнале о проведенном мероприятии для бесконечной отчетности. Плодотворное сотрудничество неравнодушных классных руководителей с их классами рождает по-настоящему ценные идеи для подобных форматов воспитательной работы. Как необычно могут быть обыграны на 1 сентября темы, которые действительно важны современным школьникам:

Тема учебы, мотивации, экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) и поступления

Старшеклассники очень остро переживают необходимость готовиться и сдавать экзамены, выбирать дальнейшее место обучения и жесткость конкуренции за хорошее образование в престижных колледжах и вузах. 1 сентября им было полезно провести нестандартный классный час, посвященный этим жизненным проблемам:

  • «ОГЭ, ЕГЭ — АГА!» (конференция, организованная одноклассниками, где они поделятся друг с другом советами и ресурсами по подготовке к экзаменам, расскажут об опыте своих друзей, которые уже прошли через ГИА);
  • «Мы сделаем это!» (классный час в формате психологических личностных тренингов для повышения мотивации к учебе с первого дня, настроя на успех, снятия страха перед аттестацией);
  • «Куда пойти учиться?» (классный руководитель вместе с родителями может подготовить презентацию об учебных заведениях в городе, области, ТОП-20 лучших по стране и демонстрацию полезных сборников для поступающих в вузы и колледжи, чтобы дети получили представление о том, куда можно поступить).

Тема таланта, выбора профессии и предназначения

Профориентация в образовании загублена на корню. Учителя и родители пытаются сами как-то решить этот вопрос. Одна из возможностей — проведение классных часов. Прекрасным началом учебного года станет мероприятие, раскрывающее тему поиска и раскрытия таланта, выбора своего пути по жизни и профессии:

  • «Все профессии нужны» (можно организовать беседу с приглашенным сотрудником биржи труда, кадрового агентства, Комитета по делам молодежи, которые расскажут о востребованных или редких профессиях);
  • «Я, снова я» (просмотр видео подборки интервью великих или просто интересных людей, популярных у молодежи, где они рассказывают, как искали себя, пробовали найти свой талант и свое дело, дети сами могут смонтировать дома нарезку из видео, а учитель выберет несколько самых достойных роликов);
  • «Мой дар, в чем я талантлив?» (школьный психолог или приглашенный коуч могут провести классный час в виде тренинга для выявления своего таланта, склонностей к той или иной сфере деятельности, для глухих сел и маленьких городов можно найти всю информацию в формате видео, семинаров, скачать анкеты и т.п.);
  • «Творчество и жизнь» (связать тему таланта, Года народного творчества, важности творческого подхода в любой профессии, показать историческую картину, когда любой крестьянин владел несколькими ремеслами и промыслами, украшал свою жизнь и быт, и современные возможности для развития таланта: сделать подборку бесплатных видеокурсов по разным видам творчества).

Тема семьи и друзей, социума и конфликтов

Тема личных отношений, взаимоотношений в коллективе семьи, класса, окружающего социума очень важна для детей, особенно начиная с 5 класса, когда они проходят стадию социализации и развития личности. Можно даже 1 сентября посвятить темам, связанным с отношениями в классе и обществе, что поможет заранее настроить их на дружбу, сотрудничество, взаимное уважение и терпение:

  • «Зачем нужна дружба?» (можно организовать флешмоб, поговорить о дружбе, уникальности людей, радости общения и совместного досуга, а потом перемешать детей, рассадить в случайном порядке и попросить написать про лучшие качества соседа, а затем выстроить их в круг и по цепочке зачитать «Я могу дружить с …, потому что он/она …». Такой формат классного часа покажет одноклассникам, что каждый уникален, каждого есть за что ценить, что должно снизить конфликтность);
  • «Родители и дети» (классный час, где дети пишут письмо кому-то из родителей, которое учитель потом передаст на первом родительском собрании, тему письма можно определить вместе со школьниками или дать свободу изложения);
  • «Давайте жить дружно!» (тренинг на тему «Как выходить из конфликтной ситуации», где можно пошагово проиграть с детьми типичные конфликты между одноклассниками и научиться их грамотно решать).

Тема ГТО (Готов к труду и обороне) в значении спорт, развитие физических данных и ЗОЖ

Тема ГТО сама по себе мало увлекает современных учеников, но она напрямую перекликается с важными для них темами спорта, развития своих физических данных и здорового образа жизни. Какие интересные классные часы можно провести в связи с темой ГТО:

  • «На зарядку становись!» (можно провести классный час в формате мозгового штурма о проблеме утренней зарядки: все знают, что она нужна и полезна, но очень мало кто ее делает. Пусть школьники предложат работающие и необычные приемы, чтобы наладить утренние упражнения, возможно, решением станет физкультминутка в классе, разработанная ими самими);
  • «Я умею!» (классный час-беседа, где одноклассники рассказывают или о своих занятиях спортом, посещении кружка или секции, что они умеют делать, о своих достижениях, или о любимом виде спорта, спортсменах и спортивных мероприятиях);
  • «Человек — это звучит гордо!» (подготовить видео нарезку из роликов и передач о самых знаменитых спортсменах, людях, которые смогли преодолеть свои физические недостатки, проявить невероятную силу, выносливость и ловкость в критических ситуациях, либо которые поставили себе цель и достигли ее в спорте и физическом развитии, о негативных примерах упомянуть тоже, чтобы не было чрезмерного перекоса в одну сферу).

Всегда можно найти интересную идею или форму проведения классного часа в любой день, а не только 1 сентября. Для этого существуют педагогические сайты, группы и форумы, где учителя охотно делятся своими наработками и творческим вдохновением. Да и сами дети охотно делятся информацией и готовы помочь организовать что-то необычное на классном часе.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *